Вопрос: Имеет ли право образовательная организация предложить учащемуся дистанционную форму обучения?

Согласно пункту 3 части 1 статьи 34 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон) обучающимся предоставляется право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

На основании части 2 статьи 13 Закона при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

         В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

            На основании пункта 7 приказа Минобрнауки России от 23.08.2017      № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

         Таким образом, образовательная организация на основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося вправе перевести обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных технологий.

Вопрос:

Прошу дать ответ на следующий вопрос: относится ли дошкольное образовательное учреждение (детский сад) к понятию «детская организация»?

На основании пункта 18 статьи 2 Федерального закон  от 29.12.2012          № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

         Типы образовательных организаций определены в статье 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Такое понятие как «детская организация» в Федеральном законе  от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  отсутствует.

         Дополнительно сообщаем, что согласно словарю-справочнику «Детское движение» (Составитель и редактор Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. Издание 2-е, переработанное и дополненное М., 2005)  «детская организация (тип детского общественного объединения) - самодеятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство (скауты, пионеры и т.д.).

Вопрос: При устройстве на работу в отделе кадров потребовали предоставить подтверждение подлинности выданного мне документа об образовании.  Куда мне следует обратиться?

В соответствии со статьей 98 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях  обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении в Российской Федерации организовано формирование и ведение федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении (далее – ФИС ФРДО).

На основании Правил формирования и ведения ФИС ФРДО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 729 (далее – Правила), внесению в информационную систему, в частности, подлежат сведения о   выданных в установленном порядке в период с 10 июля 1992 года по 31 августа 2013 года включительно документах государственного образца об образовании;  о документах об образовании и (или) квалификации; документах об обучении, выданных после 31 августа 2013 г., и дубликатах указанных документов, в том числе о документах об образовании, по которым подтвержден факт утраты либо факт обмена и уничтожения (далее соответственно - документы об образовании, сведения).

Таким образом, зная точное наименование образовательной организации, выдавшей документ, его необходимые реквизиты, проверить сведения с помощью  ФИС ФРДО  можно самостоятельно.

Доступ к указанной системе обеспечен на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (http://obrnadzor.gov.ru).

Одновременно обращаем внимание, что   отсутствие в ФИС ФРДО сведений о документе не является опровержением факта его выдачи гражданину. В указанном случае необходимо обратиться с соответствующим запросом непосредственно в образовательную организацию, выдавшую документ об образовании.

В случае ликвидации такой организации запрос следует направлять в муниципальный или государственный архив (в зависимости от места нахождения ликвидированной организации).

Для подтверждения факта изготовления бланка документа об образовании  государственного образца необходимо обращаться в организацию-изготовитель указанного бланка (сведения об организации-изготовителе, как правило, указаны в нижнем правом углу документа).

 Вопрос: Я окончила вуз по направлению «Лингвистика», на основании диплома мне присуждена степень бакалавра лингвистики. Прошу разъяснить, на каком основании я имею право работать в должности учитель иностранного языка.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел ”Квалификационные характеристики должностей работников образования” (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н) по должности учитель предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от

05.08.2016) ”06 утверждении профессионального стандарта ”Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” к учителю предъявляются следующие требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования ”Образование и педагогические науки“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

На основании вышеизложенного Ваш диплом позволяет вести педагогическую деятельность в должности учитель предметной области «Лингвистика», «Иностранный язык».

Дополнительно сообщаем, что необходимость дополнительного профессионального образования Ваш работодатель может определить самостоятельно, исходя из результатов аттестации и потребности в кадрах (ст. 296 ТК РФ).

 Прошу разъяснить процедуру выдачи образовательной организацией личного дела ребёнка,  надо ли писать заявление, что из личного дела выдаётся, в каком виде – в оригинале или копиях, выдаётся ли личное дело при переходе обучающегося на семейную форму обучения.

На основании пункта 8 приказа Минобрнауки России от 12.03.2014      № 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (далее – Порядок) личное дело обучающегося и документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица), выдаются при переводе из одной образовательной организации в другую на основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую образовательную организацию, в котором указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;

б) дата рождения;

в) класс и профиль обучения (при наличии);

        г) наименование принимающей организации.

         В соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" на каждого ребенка, зачисленного в образовательную организацию, заводится личное дело, в котором хранятся следующие документы:

- заявление;

- свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

- для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя.

Учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей, ведут органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.  При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации", далее – Федеральный закон). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации.

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).

Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно.

Согласно статье 33 Федерального закона экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

    Вопрос:

- соответствует ли требованиям законодательства Российской Федерации в области образования деятельность государственных учреждений, осуществляющих обучение граждан по  образовательным программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальностям /профессиям: 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 190631.01 Автомеханик, 23.01.03 Автомеханик, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, предусматривающим формирование компетенции по умению «управлять транспортными средствами»?

-за период нормативных сроков обучения выпускники не сдают квалификационные экзамены в ГИБДД на право управления транспортными средствами, им выдается свидетельство о прохождении обучения по программе водителей транспортных средств категории «С», не являющееся документом на право управления транспортным средством?

-проведение квалификационного экзамена на право управления транспортными средствами категорий «С» не включено в расчет учебного времени по реализации учебных циклов, разделов и модулей?

 В соответствии c Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 года №1097, кандидат в водители представляет в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации документ о прохождении обучения.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены виды документов, подлежащих выдаче в Российской Федерации.

Пунктом 2 части 10 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что  документом о квалификации по результатам профессионального обучения является свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

В соответствии с Примерными программами подготовки водителей различных категорий по результатам квалификационного экзамена, которым завершается освоение программ профессионального обучения, выдается свидетельство о профессии водителя.

Одновременно частью 3 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  и  Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 года № 292, установлено, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), при реализации программ подготовки рабочих, должностях служащих в рамках программы подготовки специалистов среднего звена/профессии рабочего в случае сдачи квалификационного экзамена обязаны выдавать обучающимся свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

В силу названных нормативных  правовых актов профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, а органами внутренних дел Российской Федерации проводится экзамен на право управления транспортными средствами. Таким образом, свидетельства о профессии водителя закрепляют за гражданином право на сдачу экзамена на право управления транспортными средствами, но не обязывают его.

В связи с тем, что нормативными правовыми актами федерального уровня разделены понятия «квалификационный экзамен» и «экзамен на право управления транспортными средствами», а также в силу норм федеральных государственных образовательных стандартов образовательная организация не вправе включать в расчет учебного времени время, необходимое для сдачи экзамена на право управления транспортными средствами, а отсутствие у выпускников, к моменту завершения обучения, удостоверений на право управления транспортными средствами не говорит о несоответствии результатов освоения образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Отдельные федеральные государственные образовательные стандарты закрепили за образовательными организациями право выбора одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих из установленного стандартом перечня профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена/профессии рабочего. Так, например, стандартом 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта за образовательными организациями закреплено право выбора выполнения работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих) из 11442 Водитель автомобиля, 18511      Слесарь по ремонту автомобилей. Выбор  образовательной организацией в рамках названной специальности только рабочей профессии 18511 Слесарь по ремонту автомобилей также не говорит о несоответствии результатов освоения образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

При этом в силу статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы об образовании и (или) квалификации выдаются по итогам итоговой аттестации, являющейся обязательной и  представляющей собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, а также проводимой на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.

На основании частей 3-4 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. К проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений.

Таким образом, лица, успешное прохождение итоговой аттестации и получение документа об образовании и (или) квалификации  свидетельствует об освоении образовательной программы в соответствии требованиями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

Вопрос: В связи с открытием ИП буду преподавать сама непосредственно в детских садах «развивающую художественную гимнастику и акробатику». В связи с этим мне нужно узнать, нужна ли мне лицензия?

После вступления в 2013 году в силу Федерального закона от 29.12.012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закона), для того чтобы иметь право работать по программам обучения в сфере образования, не только юридические лица, но также индивидуальные предприниматели (далее - ИП) должны получать соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности. Исключениями являются программы, реализуемые путем индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Таким образом, если непосредственно Вы осуществляете образовательную деятельность, то Вам не потребуется лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что необходимость государственной регистрации индивидуальной трудовой педагогической деятельности вытекает и из п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ от 30.10.1994 г. № 51-ФЗ, согласно которому «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя», при этом, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Характер деятельности индивидуального предпринимателя определяется при его государственной регистрации и указывается в заявлении о государственной регистрации. Для того, чтобы индивидуальный предприниматель был признан лицом, осуществляющим индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, в перечне сведений экономической деятельности первым должен быть указан один из видов образовательной деятельности, содержащихся в разделе Р (Образование) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 31.01.2014 года № 14-ст).

Отметим, что согласно вышеупомянутому Закону ИП вправе осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.